Простой автомобильный усилитель

Простой 100-ватный автомобильный усилитель, который не нуждается в расчетах, намотках повышающих трансформаторов, состоит из доступных деталей, не требующий сложной настройки, при правильной сборке начинает работать сразу.

Усилитель состоит из трех блоков:

1. Двухтактный преобразователь, который собран на основе TL494 (KA7500) драйвера. В котором имеется защита от перенапряжения, если напряжение превышает 15В, или падает до 9В и ниже. Также защита заботиться о переключении транзисторов и общей безопасности всей схемы. С помощью потенциометра PR1 можно отрегулировать напряжение. Зеленый светодиод обозначает нормальную работу, красный означает что одна из защит отключила драйвер. Для перезагрузки нужно отключить и включить преобразователь.

Трансформатор можно сделать свой собственный, или взять уже готовый из ATX блок питания ПК. Нужно использовать 5В и 12В линии, они имеют очень хорошие передачи — 2,4 x. Это означает, что, если приложить +14 вольт батареи на линии 5В, получаем 2,4 х больше напряжение на линии 12В — около + /-33В которого вполне достаточно для питания усилителя. Это очень хорошее и простое решение, но прежде чем использовать трансформатор нужно разделить общие линии для (12В и 5В) — это очень важно, в противном случае +14В напряжение батареи будет подключено к земли усилителя. Для нормальной работы ATX/трансформаторов нужна частота не менее 50кГц, низкая частота будет очень нагревать трансформатор. Если использовать свой собственный трансформатор, можно снизить частоту коммутации с целью уменьшения потерь при переключении. Для этого нужно подобрать соответствующий конденсатор на 5 ноге микросхемы TL494.
Переключающие транзисторы не требуют большого радиатора для охлаждения, если преобразователь работает правильно. Транзисторы IRFZ44N можно заменить на другие идентичные, 100 Вт выходной мощности, IRFZ44N может обеспечить до 300 Вт. Драйвер питается от REMOTE линии, и потребляет не более 50 мА.

2. Предусилитель и фильтр нижних частот это простая схема обычного ФНЧ, с регулировкой частоты среза. Питается фильтр от питание усилителя через стабилизатор +/-12В.

3. Усилитель мощности построен на довольно известной микросхеме TDA7294 которая способна отдать до 100 Вт в нагрузку 4 Ом. Имеет встроенные защиты от перегрева и к.з., более подробно о микросхеме можно почитать тут и тут.

Заметки. На печатной плате нужно сделать две воздушные перемычки, от выпрямительных диодов до конденсаторов усилителя, используя толстые провода.
Входной конденсатор С4 должен быть не менее 4700мкф, от его емкости зависит выходная мощность. Обязательно нужно использовать предохранитель 10А на линии 12В.

Источник:diy.elektroda.eu


3 Комментария “Простой автомобильный усилитель

  1. кто нибудь собетрал этот усилитель подскажите с трансом я не как не могу разобраться с «косой» у меня то не хватет проводов то на оборот лишние(((( 🙁 🙁 🙁 подскажите пожалуйста как быть дальше. *HELP*

  2. Как написано в статье, нужно выбрать две лини как с 12 вольт так и с 5. Ищите эти линии на своем трансформаторе а все остальные не трогаем. Косу разворачиваем и тестером прозванием обмотки. Не забывайте что некие обмотки сильноточные идут в два провода, через это могут оказываться лишние провода в косичке!

  3. А и не так просто бывает разобраться. Автор видимо об этом не знает или умалчивает почему то, и не упомянул об этом в статье и не подсказал правильно при вопросе в чем может быть дело. Идея его на первый взгляд хороша и довольно элегантна, НО ! дело то в том, что в подавляющем большинстве (а может быть и во всех) АТХ компьютерных БП (в АТ БП может быть другая картина) обмотки идут не отдельно на 5 В и на 12 В (и получается между ними коэффициент передачи 2,4), а схемы трансов такие, что к 5-ти вольтовой обмотке добавляют 7-и вольтовую , чтобы получить таким образом 12в (5+7=12), и все это запаяно не только на косе транса но и на выводах, поэтому, если Вы расплетете косу и начнете прозванивать тестером, начнет звониться черти что. Такой транс можно определить и не разбирая косу и не вызванивая. Обычно в них вторичная обмотка идет из проводов разной толщины, и что особенно удобно, разного цвета — красный и светлый провода. И хорошо видно что один из цветов на косичку не попадает, а должен был бы попадать , ведь по логике косичка общая для обоих обмоток должна быть. А как раз потому и не попадает в косичку , что он подключен добавочно только на выводах транса. Так что не судьба с таким трансом. У меня из 5-ти абсолютно разных АТХ БП абсолютно все с таким попандосом, так что предполагаю что в виду не большой статистической выборке все же шанс попасть на подходящий транс наверно есть, но вот именно подавляющее большинство трансов с таким вот попандосом, ну или я уж очень очень не везучий 🙂 А выкрутиться с ним и ни как, все равно его нужно будет перематывать для этой схемы. Ведь даже если распаять (разделить) соединение обмоток на выводах транса (что впрочем достаточно геморойненько и видон у транса потеряется) и включить в эту схему, то обмотки в 5 и 7 вольт имеют малое соотношение 1,4, это означает что больше чем 2х17 вольт из этого транса получить не удастся. Это конечно же хоть что то (в некоторых случаях может и это сгодится вполне себе), но далеко не то чего нам было нужно. Так что варить этот транс или в растворителе пропитывать для разбора, разбирать и перематывать !

Ответить